Special Report
“Qazaqstan Shutdown 2022”
Access to Information
Access to Information
Article author
Diana Okremova
Legal Media Center Public Foundation
In the time of the total shutdown, which all Kazakhstani residents had to deal with, the access to public information was quite difficult. However, the government understood that keeping people in the information vacuum is not a good idea as it could produce more problems. That is why, in the midst of the events (on January 5-6), when internet was blocked throughout the entire country, citizens of Kazakhstan received actual information through TV (channels Khabar 24, Qazaqstan, and Atameken Business were operating). Mainly, they showed news on what was happening in Almaty and other regions, President's addresses, and warnings on the possible administrative and criminal liability for incitements to extremism and terrorism as well as for spreading knowingly false information and staying outside during the night-time curfew.
On the 8th of January Akorda informed that people could now read fresh news at inform.kz, qazaqstan.kz, tengrinews.kz, 24.kz, baq.kz, baigenews.kz, and stopfake.kz without an internet connection. On the same day, they made it possible to use bank services of Kaspi and Halyk even if no internet was available. The rescue authorities continued to send regular text messages on the imposition of the night time curfew.
As to the official web resources, they regularly updated their contents. Thus, on the 5th of January, the website of the Ministry of Information and Social Development published the material dedicated to the liability of mass media under a state of emergency. Later on, the website provided immediate information on air flights, imposition of the state of emergency, situation in various regions of Kazakhstan, internet connection restrictions, and many other topics.
Akorda.kz continuously posted official statements, starting from the 3rd of January. For the convenience of Kazakhstanis, they arranged hotlines to answer questions on air flights, search of missing persons, prices on food and fuel products, and also to provide psychological and legal assistance.
On January 7th, Kazakhstanis received an SMS-notification from Akorda that news would be delivered via text messages. The following messages contained information that the Head of the State would make a speech, and also that all entrepreneurs who had suffered from riots would receive support from the State.
Access to information was promptly arranged for the benefit of businesses that incurred losses during the events of January, including a special hotline and a permanent contact with the specialists of the Atameken Chamber.
Since mass media resources were blocked, many people were restricted in their access to political information. It led to the situation when some citizens of Kazakhstan had no idea that the CSTO forces had arrived in the country.
As to the access to information in the regions, their situations were different under the state of emergency. Thus, Zhenis Kassymbek, the akim of Karaganda oblast, held a meeting on the 7th of January, where he tasked his department heads to provide prompt and precise information on the ongoing events and himself answered all questions of the journalists. However, it was not like that in all regions
The situation also showed that not all governmental authorities were ready to work in a well-timed and well-orchestrated manner under the state of emergency. For instance, up to now police has not provided clear and specific data on the number of victims, offenders, or reasons of why law enforcement agencies were on the losing side on January 5-8. Journalists and citizens keep asking for this information, but it seems contradictive and carries little credibility. Civil activists Asem Zhapisheva and Bella Orynbet organized petitioning “For the disclosure of the names of those who died or got injured”.
Besides, one of the hottest topics remains the location of the first president of Kazakhstan, Nursultan Nazarbayev. Official messages of his press-secretary state that the first president stayed in the capital, and yet starting from the dawn of the tragic events and until his 4-minute TV speech as of January 18th, Nazarbayev never showed in public and made no appeal to the nation. That is why the majority of the population thought him to leave the country or be dead.
In general, it may be concluded that the access to information under the state of emergency was restricted on various levels and in various spheres. Such restrictions were mainly focused on the information regarding the grounds and authors of the tragic events, as well as the number of those dead and injured. That said, article 6 of the Law “On Access to Information” contains a provision that prohibits any restrictions of information on emergency situations that threaten the safety and security of people, on the facts of terroristic activities, on the state of fire safety, and so on.
So, the right of the citizens to access to information was partially restricted and violated.
International provisions that regulate access to information also envisage the maximum access, except for the absolutely extraordinary circumstances. Thus, the Johannesburg Principles indicate the limits of restrictions deemed allowable for the interests of the national security and under a state of emergency.
Taking into consideration all above said, one can say that Kazakhstanis did not have an objective possibility to evaluate the degree of the “extraordinary necessity”, and the government provided no clearly-stated grounds to that extent. The assessment of the degree of the “extraordinary necessity” was performed by the governmental authorities only, who later used this justification to decide on which information might be published, and which not.
During the state of emergency, international organizations made their statements on the freedom of information in Kazakhstan.
The UN High Commissioner for Human Rights, Michelle Bachelet urged the authorities of Kazakhstan “to ensure that Internet services are immediately and completely restored”, reminding on their vitality “for emergency health services during the COVID-19 pandemic”.
Recommendations
The Government of Kazakhstan should:
● Strictly adhere to the provisions of the international and national legislation in the field of access to information;

● Conduct transparent and objective assessments of the degree of necessity to restrict access to information during a state of emergency, providing a very detailed information in each case;

● Contribute to the maximum disclosure of the information, especially if it is of a high public concern.
The OSCE Representative on Freedom of the Media, Teresa Ribeiro, stated that “unrestricted access to information, offline and online, represents important elements of public security and should always be respected. I call on the authorities of Kazakhstan to preserve, protect and advance media freedom in the country for the benefit and comprehensive security of the country and the OSCE region at large”.
“By manipulating internet access — shutting it off one day, allowing limited access the next — the government of Kazakhstan is exerting its authority over the country,” Access Now noted. “That’s not how things are allowed to work. Governments should empower people through access to information and communication, not threaten to ‘shoot to kill,’ then disconnect a population exercising its right to protest.”.

Специальный отчет “Qazaqstan Shutdown 2022”
Доступ к информации
Доступ к информации
Автор статьи
Диана Окремова,
ОФ «Правовой медиа-центр»
В условиях тотального шатдауна, с которым столкнулись казахстанцы, доступ к публичной информации был затруднен. Однако правительство понимало, что оставлять людей в информационном вакууме — не слишком хорошая идея, которая может повлечь за собой другие проблемы. Поэтому в разгар событий (5-6 января), когда интернет был отключен по всей стране, граждане Казахстана получали информацию о происходящем по телевидению (работали каналы «Хабар 24», Qazaqstan, Atameken Business). В основном это были новости о происходящем в Алматы и других регионах, обращения президента и предупреждения о возможной административной и уголовной ответственности за призывы к экстремизму и терроризму, распространение заведомо ложной информации и выход на улицу во время комендантского часа.
Петиции
8 января Акорда сообщила, что без подключения к интернету можно читать свежие новости на сайтах inform.kz, qazaqstan.kz, tengrinews.kz, 24.kz, baq.kz, baigenews.kz, stopfake.kz. В тот же день стало возможным использовать без интернета сервисы Kaspi банка и Halyk банка. О введении комендантского часа регулярно информировала посредством SMS служба спасения.
Что касается официальных сайтов, то информация на них обновлялась регулярно. Так, сайт Министерства информации и общественного развития 5 января опубликовал материал «Об ответственности СМИ в условиях чрезвычайного положения». Впоследствии сайт оперативно публиковал информацию об авиаперелетах, введении ЧП, ситуации в разных регионах Казахстана, ограничении интернет-связи и многом другом.
Сайт akorda.kz публиковал официальную информацию бесперебойно, начиная с 3 января. Для удобства казахстанцев были открыты горячие телефонные линии по вопросам авиаперелетов, поиску пропавших без вести людей, психологической и адвокатской помощи, по ценам на продукты и ГСМ.
7 января казахстанцы получили SMS-уведомление от Акорды о том, что новости впредь будут распространяться посредством SMS. Последующие сообщения содержали информацию о том, что глава государства выступит с обращением, а также что пострадавшие в результате погромов предприниматели получат от государства поддержку.
Также был оперативно организован доступ к информации для предпринимателей, пострадавших в ходе январских событий, создана горячая телефонная линия, постоянный контакт с сотрудниками палаты «Атамекен».
Из-за того, что были заблокированы сайты СМИ, многие люди были ограничены в доступе к политической информации. Это привело к тому, что некоторые казахстанцы даже не знали, что в стране размещены войска ОДКБ.
Что касается доступа к информации в регионах, ситуация в период ЧП разнилась. Так, аким Карагандинской области Женис Касымбек 7 января провел совещание, на котором поручил главам департаментов давать оперативную и точную информацию по происходящим событиям, а также ответил на все вопросы журналистов. Но это происходило далеко не во всех регионах.
Ситуация также показала, что не все государственные органы в условиях ЧП готовы работать оперативно и слаженно. Например, полиция до сих пор не предоставила четких и конкретных сведений о количестве погибших, виновниках произошедшего, причинах поражения правоохранительных органов в период с 5 по 8 января. Журналисты и граждане регулярно запрашивают данную информацию, однако она противоречива и не вызывает доверия. Гражданские активистки Асем Жапишева и Бэлла Орынбет организовали сбор подписей под обращением «За раскрытие списка погибших погибших и раненых».
Кроме того, одним из самых животрепещущих вопросов оставалось местонахождение первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. В официальных сообщениях его пресс-секретаря было сказано, что он находится в столице, однако ни разу с момента начала трагических событий до 4-минутного выступления по телевидению 18 января Назарбаев не появлялся публично и не выступал с обращениями к гражданам. Поэтому общество в основном придерживалось мнения, что он покинул страну или скончался
В целом можно сделать вывод, что доступ к информации в период ЧП ограничивался в разной степени и в разных сферах. Ограничения касались, в основном, информации о причинах и виновниках трагических событий, а также о количестве пострадавших и раненых. При этом в ст. 6 Закона «О доступе к информации» есть норма, запрещающая ограничение доступа к информации о чрезвычайных ситуациях, угрожающих безопасности граждан, о фактах совершения актов терроризма, о состоянии пожарной безопасности и др.Кроме того, одним из самых животрепещущих вопросов оставалось местонахождение первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. В официальных сообщениях его пресс-секретаря было сказано, что он находится в столице, однако ни разу с момента начала трагических событий до 4-минутного выступления по телевидению 18 января Назарбаев не появлялся публично и не выступал с обращениями к гражданам. Поэтому общество в основном придерживалось мнения, что он покинул страну или скончался
Таким образом, право граждан на доступ к информации было частично ограничено и нарушено.
Международные нормы доступа к информации также предусматривают максимально полный доступ к информации за исключением крайних случаев. Так, Йоханнесбургские принципы оговаривают пределы допустимых в интересах национальной безопасности и в условиях чрезвычайного положения ограничений.
Учитывая вышеперечисленное, можно отметить, что у казахстанцев не было объективной возможности оценить степень «крайней необходимости», а правительство не предоставило четких оснований для этого. Степень «крайней необходимости» полностью оценивали сами государственные органы и на этом основании решали, какую информацию можно публиковать, а какую нет.
В период ЧП международные организации выступили с заявлениями относительно свободы информации в Казахстане Выводы:
Верховный Комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет призвала власти Казахстана «обеспечить немедленное и полное восстановление интернет-услуг», напомнив об их важности также «для служб неотложной медицинской помощи во время пандемии COVID-19».
Рекомендации
Правительству Казахстана следует:
● строго следовать нормам международного и национального законодательства в сфере доступа к информации;

● прозрачно и объективно оценивать степень необходимости ограничения доступа к информации в период чрезвычайного положения, детально анализируя каждый случай;

● способствовать максимальному раскрытию информации, особенно если в этом есть высокий общественный интерес.
Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Тереза Рибейру заявила: «неограниченный доступ к информации, как офлайн, так и онлайн, представляет собой важный элемент общественной безопасности и всегда должен соблюдаться. Я призываю власти Казахстана сохранять, защищать и развивать свободу СМИ в стране во имя блага и всесторонней безопасности как самой страны, так и региона ОБСЕ в целом».
«Манипулируя доступом к cети — то отключая интернет, то предоставляя ограниченный доступ — правительство Казахстана пытается продемонстрировать свою власть над страной», — отметили в Access Now. — «Это недопустимо. Государства должны расширять возможности населения посредством доступа к информации и средствам коммуникации, а не угрожать «стрельбой на поражение», отрезая от связи с внешним миром людей, осуществляющих свое право на протест».