Special Report
“Qazaqstan Shutdown 2022”
Privacy and Personal Data
Privacy and Personal Data
Article author
Ruslan Daiyrbekov
Eurasian Digital Foundation Public Foundation
Special Legal Aspects of Processing Personal Data of Citizens during the State of Emergency in Kazakhstan
With regard to the serious and immediate hazard to the safety of citizens and with the aim of ensuring social security, on January 5th, 2022, the President of the Republic of Kazakhstan issued respective Decrees on imposing the state of emergency until January 19th, 2022, in certain regions of the country.
After public disorder in Kazakhstan, 388 criminal proceedings have been initiated due to the facts of attacks on the buildings of governmental authorities and law enforcement agencies. This was announced on the 11th of January by the press relations office of the President of the Republic of Kazakhstan, Kassym-Jomart Tokayev. According to the statement of the press relations office, “The representative of the Ministry of Internal Affairs of the Republic reported to the President that appropriate operations were being currently taken on collecting and registering evidentiary records and restoring the event history”, the press relations office informed.
It is worth recalling that according to clause 1 of article 30-1 of the Law of the Republic of Kazakhstan “On Informatization”, it is presumed that the national video monitoring system is an information system consisting of a package of software products and hardware devices designed to collect, process, and store video materials to resolve matters of ensuring national security and public order.
As to clause 3 of article 30-1 of the Law of the Republic of Kazakhstan “On Informatization”, categories of objects, which must be connected to the national video monitoring system, include:
1. Video surveillance systems of the central and local governmental authorities;
2. Video surveillance systems of the facilities, considered to be vulnerable in terms of terroristic activities;
3. Video surveillance systems that relate to the public and road safety and security.
As stated in clauses 12 and 13 of the National Video Monitoring System Operating Rules adopted by Order No.69-KE of the Chairman of the National Security Committee of the Republic of Kazakhstan dated October 27, 2020, collection, processing, and storage of video materials in the national video monitoring system are conducted with the use of software and hardware packages and technological platforms of the data processing centers within video monitoring system. The period for keeping materials in the system equals 30 days, except for video materials on the events (incidents) that relate to implementing national security goals and ensuring public law and order, whose storage period shall not be less than 7 years.
As of now, personal biometrical data processing in Kazakhstan is regulated by the general provisions of the Law “On Personal Data and Their Protection”. In terms of the legal aspect of processing photo- and video materials, there is a standpoint that unless they are transferred to establish the identity of the person captured thereon, such materials should not be considered as personal biometrical data, because the operator does not use them for the purpose of personal identification. However, video images, employed by the authorities, which perform criminal intelligence activities, legal inquiry, or investigation under the framework of their operations, are deemed to be personal biometrical data as their processing is aimed at the identification of the specific natural person based on his/her physiological and biological features. It is noteworthy that the laws in Kazakhstan allow collecting and processing personal biometrical data, obtained from the materials of the national video monitoring system for the purposes of the investigation of cases associated with the public disorders of January 2022, without consent of the personal data owner, because such circumstances refer to the performance of the ‘activities of the law enforcement agencies and courts of enforcement proceedings’.
The use of biometrical technologies in the criminalistics and investigations conducted by law enforcement agencies is allowable in the democratic society, and yet the State should pay attention to the effects produced by the employment of such technologies on human rights so to protect persons identified by those systems against possible misapplications. The State must also guarantee that all such activities are taken in compliance with the commitments envisaged by the international law and fixed in the international and regional conventions on human rights.
It is worth mentioning that a state of emergency does not override the validity of the provisions of the Criminal Procedural Code of the Republic of Kazakhstan in terms of ensuring the right to privacy (including personal privacy and marital privacy). Clause 3 of article 16 of the Criminal Procedural Code of the Republic of Kazakhstan states that “No one has the right to collect, store, use, and disseminate information about the private life of a person without his (her) consent, except as required by law”. In addition, a state of emergency does not undo the norms of article 15 of the Law “On Law Enforcement Intelligence Operations” that prohibit “using illegal actions, which restrict rights, freedoms, and lawful interests of citizens” and “disclosing data, which relate to the right to privacy, including personal and marital privacy”.
That said, in a state of emergency, evidence fixation as well as identification of potential committers may be conducted only within the framework of a criminal process and only in relation to the persons involved therein. No information on the person’s private life may be pursued, except for the implementation of the criminal process objectives in line with the effective procedures set forth by the legislation that guarantee ensuring the right to privacy, personal secret, and correspondence privacy.
According to the international practice, no interference into private life is allowed, unless in line with the procedures that guarantee that all surveillance measures are compliant with the conditions established by law. In this regard, the Law of the Republic of Kazakhstan “On State of Emergency” allows restricting certain citizen rights and freedoms, including the right to privacy. However, these restrictions, as stipulated by clause 17 of the said Law, must be implemented to the extent necessitated by the circumstances that serve as the ground for imposing the state of emergency, and must not contradict international agreements in the field of human rights ratified by the Republic of Kazakhstan.
Laws of Kazakhstan in the sphere of criminal intelligence operations do not give a quite clear definition of permissible procedures and conditions of conducting surveillance activities – there are no guarantees that information collection is ceased immediately upon revealing objective data that traverse the supposition on someone’s criminal deeds. Struggle against crimes, for all its noble causes, must not lead to neglecting protection of human rights and freedoms. Any ongoing and proposed policies to combat crimes must make provisions for the assessment of their consequences to the sanctity of private life. It provides a possibility to consider and present information on how policies and technologies contribute to the mitigation of risks associated with the right to privacy. An internal legal framework on how law enforcement agencies store and use such data should be developed, providing that it should be predictable in terms of possible consequences and be subject to the thorough inspection of its compliance with public interests.
Any improper use of biometrical data can pose a threat to such rights. Misuse of such data can also cause serious risks in respect of the rights to appropriate legal process, including the right to presumption of innocence and other rights related to criminal trials (articles 9 and 14 of the ICCPR). Besides, mass-scale collection of such data with no adherence to the principles of necessity and proportionality may in itself constitute a violation of the right to privacy (article 2 (3) of the ICCPR).
Where there are lawful goals and adequate process-related guarantees, the State is allowed to perform quite intrusive tracking; however, the State still is obliged to prove that such interference is both necessary and proportionate to the specific risk. Mass-scale or so-called ‘blanket’ tracking programs, thuswise, may be considered ‘unmotivated’, even if they serve a legal purpose and have been adopted under the legal regime of publicly accessible personal data.
In the decisions handed down on the case of Klaas & others v Germany as of September 6, 1978, and of Schenk v Switzerland as of July 12, 1988, it was stated that when resolving the issue of the permissible interference into the private life, one must match up conflicting interests – the public interest in finding out the truth under the case and the personal interest in preserving confidentiality of private matters. Such standpoint has been confirmed by the recent decisions of the European Court of Human Rights: “Powers of secret surveillance of citizens are tolerable under the Convention only in so far as strictly necessary for safeguarding the democratic institutions”; “whatever system of surveillance is adopted, there must exist adequate and effective guarantees against abuse”.
Under international law, the right to privacy is not ultimate, but it is recognized that any interference into the implementation of this right must meet the principles of lawfulness, proportionality, and necessity. Besides, any interference allowed by the State must be conducted on legal grounds only, which must, in their turn, correspond to the ICCPR provisions, goals, and objectives, and be justified under specific circumstances. No such interference may discriminate on the ground of race, language, religion, ethnic or social origin, political and other opinion, and any other motives stipulated under international law (ICCPR, articles 2 (1) and 26). According to the UN Special Rapporteur on the Right to Privacy, several countries around the world have identified an overarching fundamental right to dignity and the free, unhindered development of one’s personality, and violation of the sanctity of private life may produce an adverse effect on that right. The preambles to the Universal Declaration of Human Rights and ICCPR establish that recognition of the inherent dignity and of the equal and inalienable rights of all members of the human family is the foundation of freedom, justice and peace in the world.
Without question, the above said ‘evidentiary records’ contain materials (video footage) collected with the use of the national video monitoring system.
The below section focuses on two major subjects: special legal aspects of personal data processing during the state of emergency in Kazakhstan and practice of inspecting phones, which citizens had to deal with.
Recommendations
● Upon the end of the state of emergency, all data related to the private life as well as to the personal honor and dignity, obtained as a result of criminal intelligence operations, must be deleted, unless they contain information on the commitment of actions prohibited by law, and it must be also ensured that such data will not be used for any other purposes, except for those compliant with the effective legislative provisions in the field of criminal intelligence operations.

● It is recommended to inspect the national video monitoring system for the presence of the adequate guarantees aimed at protecting the right to privacy and also to assess risks associated with data processing (in particular, by evaluating the impact on the data protection before any software products or hardware devices of the national video monitoring system, which conduct collection, processing, and storage of the video surveillance footage, are used).

● It is recommended to take additional measures to protect data pertaining to vulnerable groups.

● It is recommended to encourage inclusive approaches by engaging civil society organizations, national human rights advocacy institutions, and data protection bodies.

Специальный отчет “Qazaqstan Shutdown 2022”
Приватность и персональные данные
Приватность и персональные данные
Автор статьи
Руслан Дайырбеков,
ОФ «Евразийский цифровой фонд»
Правовые особенности обработки персональных данных граждан в условиях режима ЧП в Казахстане
В связи с серьезной и непосредственной угрозой безопасности граждан, в целях обеспечения общественной безопасности, Указами президента Республики Казахстан от 5 января 2022 года в отдельных областях страны было введено ЧП на срок до 19 января 2022 года.
После беспорядков в Казахстане возбудили 388 уголовных дел по фактам нападений на здания органов власти и силовых структур. Об этом 11 января сообщила пресс-служба президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева. «Представитель МВД республики доложил президенту, что проводятся оперативные мероприятия по сбору и регистрации доказательной базы, восстановлению хронологии событий», — сказано в сообщении пресс-службы.
Стоит напомнить, что, в соответствии с п. 1 ст. 30-1 Закона Республики Казахстан «Об информатизации», предусмотрено, что национальная система видеомониторинга является информационной системой, представляющей собой совокупность программных и технических средств, осуществляющих сбор, обработку и хранение видеоизображений для решения задач обеспечения национальной безопасности и общественного правопорядка.
В соответствии с п. 3 ст. 30-1 Закона Республики Казахстан «Об информатизации», к категориям объектов, подлежащих обязательному подключению к национальной системе видеомониторинга, относятся:
1. системы видеонаблюдения центральных и местных государственных органов;
2. системы видеонаблюдения объектов, уязвимых в террористическом отношении;
3. системы видеонаблюдения общественной и дорожной безопасности.
В соответствии с пунктами 12 и 13 Правил функционирования национальной системы видеомониторинга, утвержденных приказом председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан №69-КЕ от 27 октября 2020 года, сбор, обработка и хранение видеоизображений в национальной системе видеомониторинга производится с использованием аппаратно-программных комплексов и технологических платформ центров использованием аппаратно-программных комплексов и технологических платформ центров обработки данных системы видеомониторинга. Срок хранения изображений в системе составляет 30 суток, за исключением видеоизображений по событиям (происшествиям) в рамках обеспечения задач национальной безопасности и общественного правопорядка, срок хранения которых составляет не менее 7 лет.
Обработка биометрических персональных данных в Казахстане в настоящее время регулируется общими положениями Закона «О персональных данных и их защите». В вопросе о правовой стороне обработки фото- или видеоизображения существует позиция, что до передачи их для установления личности снятого человека они не являются биометрическим персональными данными, поскольку не используются оператором для установления личности. Однако видеоизображения, которые используют органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, дознание и следствие в рамках проводимых мероприятий, считаются биометрическими персональными данными, так как целью их обработки является установление личности конкретного физического лица на основе его физиологических и биологических особенностей. Следует отметить, что сбор и обработка биометрических персональных данных в рамках расследования дел по беспорядкам в январе 2022 года на основе материалов национальной системы видеомониторинга в Казахстане по закону может осуществляться без наличия согласия субъекта персональных данных, так как данный случай относится к осуществлению «деятельности правоохранительных органов и судов, исполнительного производства».
Использование биометрических технологий в криминалистике и расследованиях, проводимых правоохранительными органами, является допустимым в демократическом обществе, однако государство должно внимательно отнестись к вопросу о последствиях использования этих технологий для прав человека, чтобы защитить людей, идентифицированных такими системами, от злоупотреблений. Государство также должно гарантировать проведение данных мероприятий в соответствии с предусмотренными международным правом обязательствами, закрепленными в международных и региональных конвенциях о правах человека.
Следует отметить, что режим ЧП не отменяет действия положений УПК РК по обеспечению права на неприкосновенность частной (личной, семейной) жизни. П. 3 ст. 16 УПК РК гласит, что «никто не вправе собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, кроме случаев, предусмотренных законом». Кроме этого, в условиях ЧП продолжают действовать нормы ст. 15 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», запрещающие «использовать неправомерные действия, ограничивающие права, свободы и законные интересы граждан» и «разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну».
Таким образом, в условиях ЧП, фиксация доказательств, а также идентификация потенциальных преступников может быть произведена лишь в рамках уголовного процесса и только по отношению лиц, участвующих в нем. Информация о частной жизни лица не может быть получена иначе как для выполнения задач уголовного процесса при наличии установленных действующим законодательством процедур, гарантирующих обеспечение права на неприкосновенность частной жизни, личной тайны и тайны переписки.
Согласно международной практике, вмешательство в частную жизнь допустимо только при наличии процедур, гарантирующих соответствие мер наблюдения установленным законом условиям. В этой связи Закон Республики Казахстан «О ЧП» допускает ограничение отдельных прав и свобод граждан, в том числе права на неприкосновенность частной жизни. Однако данные ограничения, согласно ст. 17 настоящего Закона, должны осуществляться в пределах, которые вызваны обстоятельствами, послужившими основанием введения ЧП, и не должны противоречить международным договорам в области прав человека, ратифицированным Республикой Казахстан.
Казахстанское законодательство об оперативно-розыскной деятельности не вполне четко определяет допустимые процедуры и условия наблюдения — в нем нет гарантий того, что сбор информации будет прекращен, как только обнаружатся объективные данные, опровергающие предположение о преступной деятельности. Борьба с преступностью, даже при всех ее благих целях, не должна иметь следствием отказ от защиты прав и свобод человека. Любая проводимая в настоящее время и предлагаемая политика по борьбе с преступностью должна предусматривать проведение оценок ее последствий для неприкосновенности частной жизни. Это дает возможность рассмотрения и представления информации о том, каким образом политика и технологии обеспечивают смягчение рисков для неприкосновенности частной жизни. Следует разработать внутреннюю правовую базу хранения и использования сведений правоохранительными органами, предсказуемую по своим последствиям и подлежащую тщательной проверке на предмет соответствия общественным интересам.
Неправомерное использование биометрических данных может создавать угрозу для этих прав. Злоупотребление такими данными может также создавать серьезные риски для прав на надлежащую правовую процедуру, в том числе право на презумпцию невиновности и другие права, связанные с рассмотрением уголовного обвинения (ст.ст. 9, 14 МПГПП). Кроме того, массовый сбор таких данных без соблюдения принципов необходимости и соразмерности может сам по себе являться нарушением права на неприкосновенность частной жизни (ст. 2 (3) МПГПП).
При наличии законной цели и надлежащих процессуальных гарантий государству позволяется осуществлять достаточно интрузивное слежение; однако государство по-прежнему обязано доказать, что такое вмешательство одновременно является необходимым и соразмерным конкретному риску. Массовые или «сплошные» программы слежения, таким образом, могут быть сочтены «произвольными», даже если они служат законной цели и были утверждены на основании общедоступного правового режима.
В решениях по делам Klaas & others v Germany от 6 сентября 1978 года, Schenk v Switzerland от 12 июля 1988 года указывалось, что при решении вопроса о допустимом вмешательстве в частную жизнь необходимо соотносить находящиеся в конфликте интересы — публичный интерес в установлении истины по делу и частный интерес в сохранении конфиденциальности личной жизни. Такая позиция подтверждена Европейским судом по правам человека в ряде последних решений: «Право ведения тайного наблюдения за гражданами терпимо в соответствии с Конвенцией только тогда, когда оно строго необходимо для сохранения демократических институтов»; «какая бы система наблюдения ни была принята, должны существовать адекватные и эффективные гарантии против злоупотреблений».
Согласно международному праву, право на неприкосновенность частной жизни не является абсолютным, но признано, что любое вмешательство в осуществление этого права должно соответствовать принципам законности, соразмерности и необходимости. Кроме того, разрешаемое государством вмешательство может совершаться только на основании закона, который должен в свою очередь соответствовать положениям, целям и задачам МПГПП и быть обоснованным в конкретных обстоятельствах. Любое такое вмешательство не должно также являться дискриминацией по признаку расы, языка, религии, национального или социального происхождения, политических и иных убеждений или по любым иным мотивам, предусмотренным международным правом (МПГПП, ст.ст. 2 (1) и 26). Специальный докладчик ООН по вопросу о праве на неприкосновенность частной жизни отметил, что в ряде стран мира установлено всеобщее основополагающее право на достойную жизнь и свободное, беспрепятственное развитие личности, и нарушения права на неприкосновенность частной жизни могут негативно сказаться на этом праве. В преамбулах к Всеобщей декларации прав человека и МПГПП говорится, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых их прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира.
Безусловно, вышеуказанная «доказательная база» содержит материалы (видеоизображения), собранные в рамках работы национальной системы видеомониторинга.
Рекомендации
● Рекомендуется поощрять инклюзивные подходы, привлекая к участию организации гражданского общества, национальные правозащитные институты, управление по защите данных.
● После окончания режима чрезвычайного положения следует обеспечить уничтожение собранных в результате оперативно-розыскной деятельности сведений, касающихся личной жизни, чести и достоинства личности, если в них не содержится информация о совершении запрещенных законом действий, и гарантировать недопущение использования этих данных для каких-либо других целей в соответствии с действующими нормами законодательства об оперативно-розыскной деятельности.
● Рекомендуется проверить национальную систему видеомониторинга на предмет обеспечения достаточных гарантий в отношении защиты неприкосновенности частной жизни и оценивать риски, связанные с обработкой данных (в частности, путем проведения оценки воздействия в отношении защиты данных до начала использования любых программных и технических средств национальной системы видео мониторинга, осуществляющих сбор, обработку и хранение видеоизображений наблюдения).
● Рекомендуется принимать дополнительные меры для защиты данных, касающихся уязвимых групп.