Influence of Social Networks and Messengers on Protests:
Matters of Privacy and National Security
Dana Mukhamedzhanova

PhD fellow, Deputy Director of the Graduate School of Law of the University of KAZGUU. M.S. Narikbaev. GDPR DPP (Data Privacy Professional), Expert of the OSCE Office in Nur-Sultan

Introduction
These days, taking into account the growing influence of digital technologies throughout the globe, the question of the consequences of such influence during January events has become even more pressing, especially with regard to the impact of the hate language and fake news in the Internet on the citizens of Kazakhstan. The use of social networks, such as Facebook, increases both the reach of the audience and the speed with which the information is transferred, including, inter alia, within the framework of various political discourses.
Social networks embrace different age groups. Such a wide use of those platforms comes with privacy challenges and ethical problems. The former may have far-reaching consequences for professional and personal life as well as safety of the users. It is very hard to be absolutely safe in social networks, since they are intended for ongoing information exchange. Engagement in social networks sometimes makes people ignore privacy restrictions, leading to a certain degree of vulnerability in future. In this paper we would like to share our observations based on the abroad experience of the use of social networks and introduction of the Internet shutdowns and also reveal threats to both the privacy of citizens and national security during January events.

Information War during January Events

We lost informationally”, Kassym-Jomart Tokayev, the President of the Republic of Kazakhstan acknowledged in the end of January, “…disinformation campaign was literally gushing in. Once again, it suggests that aggressive assault against Kazakhstan had been thoroughly prepared”. According to the official and foreign sources, terrorist sabotage in Kazakhstan was well stage-managed. Attacks were aimed at strategically important facilities: Almaty city airport, military units, and suchlike. In Taldykorgan, for instance, bandits attempted to storm the pretrial detention center, and so on. The concept of peaceful assemblies was compromised at the very moment when the situation had become critically unmanageable, while the major law enforcement agencies were demonstrating their vividly helplessness. Doubling of fuel prices in early January sparked protests in the western oil producing regions of Kazakhstan. In the following days rallies pervaded large cities. Promises of the President Tokayev to reduce prices on liquefied gas and resignation of the government did not stop the demonstrators. The wave of protests continued to grow, having led to the imposition of the state of emergency (SoE) in the country and the Internet shutdown.
As of February 2022, amidst other criminal proceedings, 13 criminal cases had been initiated for the dissemination of false information during January events. According to the criminal case files, two suspects have been arrested, and two more persons have been placed under home arrest. In a briefing, Sanzhar Adilov, the Head of the Investigation Department of the Ministry of Internal Affairs, reported that “January events in Kazakhstan were followed by the deployment of the information war to obtain control over the social conscience of the citizens of our country… incidents related to the dissemination of knowingly false information through social networks have increased”. According to Mr. Adilov, they revealed 43 social network accounts registered abroad, which had been involved in the dissemination of fakes.
As early as in 2018, the Editor-in-Chief of Factcheck.kz, Pavel Bannikov, highlighted the importance of fact checking to verify the information: “The flow of information in the modern world is so enormous that it erases all boundaries between truth and falsehood. If you don’t want to live a lie, you need the skills that can be mastered by anyone who will take the trouble. They help to live in the current reality, and not in the reality corrupted by someone’s hostile intentions”. Information reliability verification, along with its further dissemination, is a crucial action to take, especially during a state of emergency.
One of the hard-hitting examples of the fakes dissemination was a message claiming that the personnel of the Special Rapid Deployment Force in Kazakhstan had joined the protesters. Its author was detained in the city of Kostanay. As reported by the Head of the Police Department of Kostanay Region, Beket Aimagambetov, the suspect turned out to be one of the key instigators of the mass riots. Just before the search, assuming that he would be arrested, he had transferred the reins of the messenger administrator to his associate in Ukraine, a former resident of Kostanay. The investigation has proved his role as an administrator of a group consisting of more than a thousand participants, where they called for the active engagement during the protests in the region. “The group started functioning in last October, but kept quite silent before January. At present, the acts of the suspect are covered by article 272 of the Criminal Code of the Republic of Kazakhstan “Mass Disorders”, which provides for the imprisonment for the period from three up to eight years. The investigative operations have established that the group belonged to a circle of similar associations covering eight cities of Kazakhstan, suggesting the existence of some overarching coordination of all such activities around the country.
In another high-profile case, famous viner Meirzhan Turebayev was suspected in the dissemination of the knowingly false information as he had been blaming Taldykorgan policemen for tortures in detention.
Looking at the sanctions envisaged by the national legislation, we should definitely pay attention to article 274 of the Criminal Code of the Republic of Kazakhstan. This article runs that the dissemination of knowingly false information, which carries the danger of public order violations or infliction of material harm to the rights and lawful interests of citizens, shall be punished with a penalty up to 1000 monthly calculation indices, either with corrective labor, or community service for up to 400 hours. It also implies such punishment as limitation of freedom for the period up to one year or imprisonment for the similar period of time. The same deed committed by a group of people upon a preliminary collusion, or by a person who misused his/her official position or employed mass media or telecommunications networks, shall be punished either with a penalty up to 3000 monthly calculation indices or with corrective labor in the same scope. Among other sanctions are limitation of freedom for the period up to 3 years or imprisonment for the similar period of time.
The analysis of the consequences of the participation in public riots and the liability of persons involved into group activities discovered various causes of their actions:
- Intention to participate in peaceful assemblies;
- Dedication to achieve changes in Kazakhstan by communicating their position through assemblies;
- Participation in protests;
- Violations of social security;
- Infringement on life of policemen;
- Idle curiosity and other circumstances.
The Akikat Commission[1] divided participants into several categories:
1) peaceful assemblers;
2) organized groups to create chaos and confrontation between peaceful citizens and law enforcement agencies;
3) organized groups to intimidate citizens and strong-arm into mass riots;
4) route leaders;
5) experienced and well trained assault groups, which might include specialists of the law enforcement authorities and their special forces;
6) law enforcement personnel to counteract participants of the events.
The algorithm of disseminating chat messages aimed at the coordination of rallies among self-employed and unemployed people speaks for the presence of some single center of control.

[1] A public commission named Akikat (The “Truth”) has been created to investigate January events in Kazakhstan. It was initiated by advocate Aiman Umarova.
The Internet Limitations and Struggle against Disinformation: International Experience

As to the international standards on human rights, temporary derogations of the rights and freedoms enshrined in the relevant international documents are, broadly speaking, allowable. Yet, such derogations may be justified in exceptional and most serious circumstances only’, for instance, during a state of emergency. Derogation-related provisions are included into the following international treaties: The International Covenant on Civil and Political Rights (ICCPR, article 4) and European Convention on the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms (ECHR, article 15). So,clause 1 of article 15 of ECHR holds that “in time of war or other public emergency threatening the life of the nation” generally established powers are supplemented by a row of specific limitations allowable for the purposes of national security and public order.
The Internet shutdowns are not unique in consolidated democracies. For example, in 2019, British police shut down the public’s access to the Internet on the London underground to tackle planned protests by climate protesters.
According to the authors of the research paper ‘Internet Shutdown and the Limits of Law’, Giovanni De Gregorio and Nicole Stremlau, when shutdowns occur, they are usually met with fair criticism by free speech advocates and Internet freedom groups such as Access Now. Responses have, however, recently become more nuanced out of an increasing frustration with the slowness of social media companies to respond to online hate speech. Besides, there is a growing debate around the responsibilities of these actors. For instance, in September 2019, seventeen states and representatives of the Internet titans joined the Christchurch Call on the cooperation to struggle against extremism and ensure online security. The treaty was executed two months after the tragedy in Christchurch, New Zealand, where in March 2019 a criminal committed an armed attack at two mosques, bringing death to 51 people. The evildoer was live broadcasting on social networks. Despite all efforts to ban and delete such content, millions of people watched that video.
After the terrorist act in Christchurch, New Zealand Prime Minister Jacinda Ardern and French President Emmanuel Macron proposed initiatives to “eliminate” (if such a thing is possible) terrorist and violent extremist content online. The International Initiative to Counter Terrorism Online made the largest technology companies and social networks listen up and start fighting extremist content.
Another example of the Internet limitation and consequences of the dissemination of fake news is associated with the take-over in Myanmar, where the military ordered to temporarily block the access of citizens to Facebook. The website of the Ministry of Communications and Information of Myanmar informed that Facebook had been banned for ‘the purposes of stability’ because ‘people were disseminating fakes and disinformation, which leads to the misunderstanding among other people’. NetBlocks, a global Internet monitor, confirmed that, MPT, being the state telecom company, and many other private providers banned the access both to Facebook and its services such as Messenger, Instagram, and WhatsApp, having been ordered to do so by the army. In response, Facebook stated that they considered the situation to be ‘extraordinary’ and took measures ‘to protect against harm, including, among others, deleting any content that sang praises or supported the turnover’.
Methods of disseminating data and information define the deployment of conflicts and other violent acts, as it happened in Myanmar. The role of technology companies that provide an active support to the indirect parties of the war activities through the use of the technologies, which they have developed themselves, may cause serious damage and catastrophic humanitarian consequences. That said, digital technologies do not always serve to ensure the freedom of speech, but they can also be used in armed conflicts and contribute to the development of unparalleled means and methods of warfare.
With regard to the events in Ukraine in 2022 and ensuring sanctions against Russia, the General Prosecutor’s Office of the Russian Federation submitted a demand to Roskomnadzor (the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology, and Mass Media) to block Instagram. That demand was directly related to the statement of Meta Platforms’ spokesman Andy Stone who said that the company would lift a ban on its social networks (Facebook and Instagram) for residents of a number of countries on posting calls for violence against Russian soldiers. At the same time, he stressed that calls for violence against Russian citizens were prohibited. Nonetheless, Tverskoi District Court of Moscow adjudged Meta to be an extremist organization and banned its activities within the territory of Russia. Later on, Senator Andrei Klishas clarified that Russian users of Instagram and other Meta products would not be considered extremists. It is notable that in the end of 2021, the Russian office of Meta faced penalties in the amount of 1.9 billion rubles initiated by Roskomnadzor since the administration of the social network had not fulfilled its demands to delete prohibited content.
Referring to the practical experience of struggling against false information, our attention should be drawn to the European approach to solving disinformation-related issues. Such approach focuses on the coordination with numerous parties engaged in the counteraction against disinformation as well as on the interagency and international collaboration, enhancement of the role of the private non-governmental content monitoring, responsibility of technology companies, and media literacy improvement.
In addition to rendering assistance to the European Union in the fight against disinformation campaigns aimed to destruct democratic processes, such measures can also be a role model for other countries, including Kazakhstan, for the development of their own strategies to fend off disinformation. However, UN experts on human rights urge governments to ‘avoid an excessive degree of security measures’ in the battle with disinformation. They emphasize that any emergency powers must be ‘proportionate, necessitated, and non-discriminating’ and must not be aimed at suppressing the freedom of speech and allowing invasion of privacy. In this respect, we suppose we need to highlight the role of the government in filling the information vacuum. Such regime would make it possible to communicate trustworthy and verified information in the most transparent and accessible manner instead of systemic shutdowns.
Recommendations
In concluding, we would provide regulating authorities with the following recommendations based on the analysis of activities to fight against fake news. Thus, it is necessary:
● To come up with new standards for the compliance with the cybersecurity requirements and adherence to the measures of control over the privacy of users;
● To establish criteria for keeping the balance between confidentiality and security, and to consider aspects of the freedom of speech and confidentiality in an attempt to achieve security;
● To ensure privacy and information security by instilling skills of the responsible and safe behavior in the Internet (digital hygiene training);
● To arrange regular activities of the systemic surveillance in the field of personal data (the Internet monitoring) for operators charged with the personal data processing;
● To settle the issue of the excessive collection and submission of personal data of citizens, and also to guarantee the protection of personal data by conducting unscheduled audits by relevant authorities on the personal data protection;
● To toughen measures on imposing administrative sanctions for violations of the personal data protection principles and procedures as well as to strengthen control over the liability for any unauthorized collection of information, if it contains elements of the individual’s private life.

Влияние социальных сетей и рассылок в мессенджерах на протесты: вопросы приватности и безопасности государства
Дана Мухамеджанова

PhD fellow, заместитель директора Высшей школы права Университета КАЗГЮУ им. М.С. Нарикбаева. GDPR DPP (Data Privacy Professional), эксперт Офиса ОБСЕ в Нур-Султане

Введение
На сегодняшний день с учётом роста влияния цифровых технологий во всём мире актуальным стал вопрос последствий этого влияния в период январских событий, а именно воздействия языка вражды и фейковых новостей в интернете на казахстанцев. Использование социальных сетей, таких как Facebook, увеличивает охват аудитории и скорость передачи информации, в том числе и различных политических дискурсов.
Социальными сетями пользуются различные возрастные группы. Широкое использование этих платформ сопровождается вопросами приватности и этическими проблемами. Проблемы связанные с приватностью могут иметь далеко идущие последствия для профессиональной и личной жизни и безопасности. Абсолютную приватность в социальных сетях очень сложно обеспечить, так как они предназначены для обмена информацией. Участие в социальных сетях требует, чтобы люди игнорировали некоторые ограничения приватности, приводящие в последующем к их в некоторой степени уязвимости. В этом материале мы делимся небольшими наблюдениями зарубежного опыта использования социальных сетей и блокировок интернета, выявляем угрозы для приватности граждан и безопасности государства во время январских событий.
Информационная война во время январских событий
«Информационно мы проиграли», —
с таким заявлением выступил президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев в конце января: «...дезинформационная кампания лилась рекой просто. Это говорит опять же в пользу того, что это вылазка против Казахстана была тщательно подготовлена». Как сообщалось из официальных и иностранных источников, террористы к акциям в Казахстане тщательно готовились. Атака производилась на стратегически важные объекты: аэропорт Алматы, военные части, в Талдыкоргане бандиты попытались штурмом взять следственный изолятор и т.д. Подрыв понятия мирных собраний произошел именно в тот момент, когда ситуация стала критически неконтролируемой и с явно выраженной беспомощностью основных силовых структур. Двукратный рост цен на топливо в начале января спровоцировал протесты в западных нефтедобывающих районах Казахстана. В последующие дни митинги распространились на крупные города. Обещания президента Токаева снизить цены на сжиженный газ и отставка правительства никак не остановили демонстрантов. Рост протестного движения привёл к введению в стране чрезвычайного положения (ЧП) и отключению сети интернет.
По состоянию на февраль 2022 г., кроме ряда уголовных разбирательств, в Казахстане было возбуждено 13 уголовных дел за распространение ложной информации в период январских событий. По данным уголовным делам двое подозреваемых арестованы, еще двое помещены под домашний арест. Во время брифинга начальник следственного департамента Министерства внутренних дел Санжар Адилов сообщил: «После январских событий в Казахстане развернулась информационная война для получения контроля над общественным сознанием граждан страны. …участились случаи распространения через социальные сети заведомо ложной информации». По словам Адилова, было установлено 43 аккаунта в социальных сетях, зарегистрированных за рубежом, которые занимались распространением фейков.
Главный редактор проекта Factcheck.kz Павел Банников ещё в 2018 году обращал внимание на важность фактчекинга, проверку достоверности информации: «Современный информационный поток настолько огромный, что смывает все границы между истиной и ложью. Если не хочешь жить во лжи, есть навыки, которыми может овладеть любой желающий, они помогают жить в настоящей реальности, а не в реальности, искаженной по чьей-то недоброй воле». Проверка достоверности информации и в последующем ее распространение стало очень ответственным действием, в особенности в период ЧП.
Одним из резонансных примеров распространения фейка стало сообщение о том, что якобы сотрудники Специального отряда быстрого реагирования (СОБР) в Казахстане перешли на сторону митингующих. Его автор был задержан в Костанае. Как сообщил начальник Департамента полиции Костанайской области Бекет Аймагамбетов, подозреваемый также являлся одним из главных организаторов массовых беспорядков. Буквально перед обыском, предполагая свое задержание, он передал администрирование в мессенджере для дальнейшей работы своему сообщнику в Украине, бывшему жителю Костаная. В ходе следственных мероприятий доказана его роль в управлении группой, в которой насчитывалось более тысячи участников, где размещались призывы к активным действиям в протестных акциях на территории региона. «Группа начала функционировать еще в октябре прошлого года, но до начала января не проявляла активность. В настоящее время действия подозреваемого квалифицируются по ст. 272 УК РК — «Массовые беспорядки». Санкция статьи предусматривает наказание сроком от трёх до восьми лет лишения свободы. Согласно данным оперативно-розыскных мероприятий установлено, что данная группа входила в состав аналогичных групп, которая объединяла восемь городов Казахстана, что наталкивает на мысль об общей координации действий по стране.
Также рассматривалось резонансное дело по факту распространения заведомо ложной информации вайнером Мейржаном Туребаевым о пытках задержанных полицейскими Талдыкоргана.
Обращаясь к мерам ответственности по национальному законодательству, однозначно следует обратить внимание на статью 274 УК РК, согласно которой за распространение заведомо ложной информации, создающей опасность нарушения общественного порядка или причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан, налагается штраф в размере до 1000 месячных расчетных показателей, либо исправительные, либо общественные работы на срок до 400 часов. Также налагается наказание в виде ограничения свободы на срок до одного года, либо лишения свободы на тот же срок. То же деяние, совершённое группой лиц по предварительному сговору, лицом с использованием своего служебного положения либо с использованием средств массовой информации или сетей телекоммуникаций наказывается штрафом в размере до 3000 месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере. Также предусмотрено ограничение свободы на срок до 3 лет либо лишение свободы на тот же срок.
Проведенный анализ последствия участия в беспорядках и ответственности лиц, которые были вовлечены в группы, показывает, что состояли они в них по разного рода причинам:
- желание принять участие в мирных митингах;
- желание добиться изменений в Казахстане путем донесения позиций на собраниях;
- участие в протестных акциях;
- в целях нарушения общественной безопасности;
- в целях посягательства на жизнь сотрудников полиции;
- праздное любопытство и иные обстоятельства.
Комиссия «Акикат»[1] разделила участников на несколько групп:
1) мирные митингующие;
2) организованные группы для создания хаоса, столкновений между мирными гражданами и правоохранительными органами;
3) организованные группы для запугивания граждан, принуждения к участию в массовых беспорядках;
4) руководители маршрутов;
5) опытные, тренированные группы захвата в числе которых могли быть сотрудники самих правоохранительных органов и их спецподразделений;
6) правоохранительные органы, которые противостояли участникам событий.
О наличии координации с единого центра свидетельствует алгоритм распространения рассылок чатов, координирующих митинги именно среди самозанятых и безработных.

[1] Общественную комиссию "Ақиқат" ("Истина") создали для расследования январских событий в Казахстане. Инициатор создания – адвокат Айман Умарова.
Ограничение интернета и борьба с дезинформацией — международный опыт
Касательно международных стандартов в области прав человека, в общем виде допускается временное отступление от прав и свобод, закреплённых в международных документах, которое может быть «оправдано лишь в исключительных и самых серьезных ситуациях», например, во время ЧП. Положения об отступлении имеются в следующих международных договорах: Международном пакте о гражданских и политических правах (МПГПП, ст. 4) и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ, ст. 15). Допустим, в соответствии с п. 2 ст. 15 ЕКПЧ, «во время войны или иного чрезвычайного положения, угрожающего жизни нации» полномочие общего характера дополняет ряд конкретных ограничений, допустимых в случае обеспечения национальной безопасности и общественного порядка.
Отключение интернета также происходит в консолидированных демократиях. Например, в 2019 году британская полиция заблокировала доступ общественности к интернету в лондонском метро, чтобы помешать проведению запланированных протестов против изменения климата.
Как сообщают авторы исследовательского документа «Интернет-шатдаун и лимиты права» Giovanni De Gregorio и Nicole Stremlau, когда происходит отключение интернета, со стороны защитников свободы слова и групп по свободе интернета, таких как Access Now, возникает обоснованная критика, однако в последнее время существует тенденция к снижению доверия к компаниям социальных сетей, которые, к сожалению, медленно реагируют на ненавистнические высказывания в интернете. Также возрастают дебаты вокруг обязанностей этих компаний. Например, в сентябре 2019 года 17 государств и представители интернет-гигантов подписали «Крайстчёрчский призыв», согласно которому они обязались сотрудничать в противостоянии экстремизму и обеспечении безопасности в интернете. Договор был подписан два месяца спустя после трагедии в новозеландском городе Крайстчёрч: там в марте 2019 года преступник совершил вооруженное нападение на две мечети, в результате чего погиб 51 человек. Злоумышленник транслировал происходящее в прямом эфире через социальные сети. Несмотря на приложенные усилия по блокировке и удалению контента, видео посмотрели миллионы людей.
После теракта в Крайстчёрч премьер-министром Новой Зеландии Джасиндой Ардерн и президентом Франции Эммануэлем Макроном были представлены инициативы по «устранению» (если такое возможно) террористического и насильственного экстремистского контента в интернете. Международная инициатива по противодействию терроризму в интернете заставила крупнейшие технологические компании и социальные сети прислушаться и начать бороться с экстремистским контентом.
Другой пример ограничения интернета и последствий распространения фейковых новостей связан с государственным переворотом в Мьянме, когда военные приказали временно заблокировать гражданам доступ к платформе Facebook. Сайт Минсвязи и информации Мьянмы сообщал, что Facebook заблокирован «в целях стабильности», потому как «люди распространяют фейки и дезинформацию, что вызывает недопонимание среди других людей». Группа сетевого мониторинга NetBlocks подтвердила, что гостелеком-компания MPT и многие другие частные провайдеры после приказа военных запретили доступ как в Facebook, так и к его сервисам Messenger, Instagram и WhatsApp. В Facebook заявили, что рассматривают ситуацию как «чрезвычайную» и предпринимают меры «для защиты от вреда, такие как удаление контента, восхваляющего или поддерживающего переворот».
Как сложилось в Мьянме, способы распространения данных и информации определяют развертывание конфликтов и других насильственных действий. Роль технологических компаний, активно оказывающих поддержку косвенно участвущим в ведении военных действий за счет применения разработанных ими же технологий, может нанести серьёзный ущерб и катастрофические гуманитарные последствия. Тем самым, цифровые технологии не всегда используются только для свободы слова — они могут служить также инструментарием в вооружённых конфликтах, способствуя развитию беспрецедентных средств и методов ведения войны.

В связи с событиями в Украине в 2022 году и последовавшими санкциями в отношении России, Генеральной прокуратурой РФ было направлено требование в Роскомнадзор о блокировке Instagram. Требование это непосредственно связано с высказыванием пресс-секретаря Meta Platforms Энди Стоуна (Andy Stone), который заявил, что компания снимает в своих социальных сетях (Facebook и Instagram) запрет для жителей ряда стран на размещение призывов к насилию против российских военнослужащих. При этом он подчеркнул, что призывы к насилию по отношению к гражданам России запрещены. Тем не менее, Тверской районный суд Москвы признал Meta экстремистской организацией и запретил ее деятельность на территории России. Позже сенатор Андрей Клишас прояснил, что российские пользователи Instagram и других продуктов Meta не будут считаться экстремистами. Следует отметить, что не так давно в конце 2021 г. на российское представительство Meta, по инициативе Роскомнадзора, был наложен штраф в размере 1,9 млрд рублей в связи с неисполнением администрацией социальной сети требований по удалению запрещенного контента.
Обращаясь к опыту борьбы с ложной информацией следует обратить внимание на европейский подход к решению проблем с дезинформацией. Он сосредоточен на координации со многими субъектами, участвующими в противодействии дезинформации, межведомственном и международном сотрудничестве, повышение роли мониторинга контента частного, неправительственного сектора, ответственности технологических компаний и повышения медиаграмотности.

Помимо оказания помощи Европейскому союзу в борьбе с кампаниями по дезинформации, направленными на подрыв демократического процесса, эти меры могут также служить образцом для других стран, в том числе Казахстана в контексте разработки собственной стратегии борьбы с дезинформацией. Однако в борьбе с дезинформацией эксперты ООН по правам человека призывают правительства «избегать превышения мер безопасности», подчёркивая, что чрезвычайные полномочия должны быть «пропорциональными, необходимыми и не дискриминационными» и не должны использоваться для подавления свобода слова и вторжения в частную жизнь. В этой части, полагаем, необходимо отметить роль правительства в заполнении информационного вакуума, который позволит вместо системных блокировок ввести режим наиболее прозрачного и доступного донесения достоверной и проверенной информации.
Рекомендации
Подводя итоги, отмечаем, что проведенный анализ борьбы с фейковыми новостями привел к следующим рекомендациям для регуляторов:
● Необходимо разработать новые стандарты для соблюдения требований кибербезопасности и мер контроля приватности пользователей;
● Установить критерии баланса между конфиденциальностью и безопасностью, при обеспечении безопасности учитывать соблюдение как свободы слова, так и конфиденциальности пользователей;
● Обеспечить приватность и информационную безопасность путем привития навыков ответственного и безопасного поведения в сети интернет (обучения цифровой гигиене);
● Обеспечить плановые мероприятия систематического наблюдения в области персональных данных (мониторинг сети интернет) в отношении операторов, осуществляющих обработку персональных данных;
● Решить проблему избыточного сбора и предоставления гражданами данных о самих себе и организовать соблюдение защиты персональных данных путём обеспечения внеочерёдных проверок со стороны уполномоченных органов по защите персональных данных;
● Ужесточить меры по наложению административного взыскания за порядок нарушения принципов и порядка защиты персональных данных, а также усилить надзор по части ответственности за несанкционированный сбор информации, поддерживающей элементы частной жизни лица.